22.11.2013
Таков основной вывод, к которому пришли участники публичных слушаний, посвященных проекту регионального бюджета Челябинской области на 2014-2016 годы.
В начале мероприятия министр экономического развития Елена Мурзина представила разработанный в двух вариантах прогноз социально-экономического развития Южного Урала на ближайшую трехлетку. Основой формирования областной казны на 2014-2016 год стал консервативный вариант этого прогноза. Он предусматривает более сдержанный по сравнению с оптимистичным вариантом рост основных бюджетообразующих показателей экономики, которые в свою очередь определяют какими будут финансовые возможности региона в предстоящем периоде.
Представляя проект областной казны на 2014-2016 годы министр финансов региона Андрей Пшеницын сообщил, что на фоне низких темпов экономического роста бюджет Челябинской области, как и бюджеты практически всех регионов страны, будет дефицитным. Планируемый на 2014 год размер дефицита составляет 12,3 млрд. рублей и находится в рамках ограничений, которые устанавливает законодательство. По словам министра, «фактическое превышение расходов над доходами по итогам года может быть гораздо меньше. Однако, лучше переоценить риски, чем недооценить их. Правильность этого подхода неоднократно проверена практикой».
Среди факторов, определяющих бюджетную политику области на ближайшие три года, Андрей Пшеницын назвал ограниченность ресурсов, увеличивающийся объем социальных обязательств, перераспределение в пользу регионов дополнительных полномочий, которое повлекло за собой пересмотр системы межбюджетных отношений внутри области.
В связи с этим министр сделал акцент на особой важности работы по увеличению собственных доходов и рассказал о мерах по оптимизации бюджетных расходов на 2014 год. В частности, на 5% и более сокращены объемы финансирования госзакупок органами власти и учреждениями, минимум на 10% уменьшены расходы на мероприятия по всем отраслям, отменена индексация зарплат госслужащим, часть расходов перенесены на более поздние сроки.
Расходы областной казны 2014 года Андрей Пшеницын разделил на пять направлений. Первое – инвестиции в человеческий капитал (вложения в здравоохранение, образование, культуру и спорт), на которые будет направлен каждый второй рубль бюджета или 56,3 млрд. рублей. По сравнению с первоначальным планом на 2013 год объем этих средств увеличится на 34%. Второе направление – социальная защита населения. На эти цели выделяется практически каждый четвертый рубль бюджета или 25,9 млрд. рублей с приростом 14%. Министр напомнил, что именно эти направления принято называть социальной составляющей бюджета, которая в Челябинской области увеличится до 73% в 2014 году и до 75% - в 2015-2016 годах.
Третий блок расходов – инфраструктурное и экономическое развитие. Это средства, вкладываемые в отрасли региональной экономики - дорожное, сельское, лесное, водное хозяйства, транспорт, ЖКХ. Сумма средств, выделенных на эти цели, составит в 2014 году 17,3 млрд. рублей, уменьшится на 1,5% и займет в расходах бюджета долю в 15%. Глава минфина подчеркнул, что несмотря на существенный рост социальных расходов, инвестиционную составляющую бюджета удалось сохранить практически на прежнем уровне.
Четвертое направление – региональное управление – средства на выполнение государственных функций, в том числе по обеспечению безопасности, охране окружающей среды, обслуживанию госдолга. Их сумма в 2014 году составит 6,3 млрд. рублей и уменьшится на 7%.
Пятым направлением расходов станет выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований, на что будет направлено 6,4 млрд. рублей областных средств или 6% всех расходов. При этом общий объем ресурсов, выделяемых территориям из областной казны, в основном в рамках конкретных отраслей, составит 61,8 млрд. рублей или 55% расходной части бюджета.
Проект главного финансового документа вызвал достаточно оживленную дискуссию, в ходе которой прозвучали разные мнения и предложения, в том числе по дальнейшей оптимизации расходов, выделению дополнительных средств на наиболее актуальные направления. Председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков пообещал, что все они будут рассмотрены в ходе дальнейшей работы над бюджетом, а наиболее конструктивные из них – учтены в документе.
В целом участники публичных слушаний оценили бюджет 2014-2016 как напряженный, но адекватный современным условиям и требованиям государственной политики. В принятых по итогам слушаний рекомендациях основной акцент сделан на необходимости активизировать работу по увеличению доходов, обеспечить все социальные обязательства и рост зарплаты в бюджетной сфере, повысить эффективность управления бюджетными ресурсами на всех уровнях.
по материалам министерства финансов
Челябинской области