15.11.2013
7–8 ноября 2013 года в Челябинском государственном педагогическом университете (г. Челябинск, Россия) состоялась VIII Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения».
7–8 ноября 2013 года в Челябинском государственном педагогическом университете (г. Челябинск, Россия) состоялась VIII Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения».
Конференция проводилась в рамках фестиваля «Оздоровительные технологии мира» с целью обсуждения современных проблем сохранения и укрепления здоровья подрастающего человека, благополучия окружающей природно-социальной среды, профессиональной подготовки педагогов в области формирования комплексного благополучия молодежи, взаимодействия субъектов научного и педагогического сообщества в вопросах здоровьесберегающего образования, формирования здорового и безопасного образа жизни, сохранения при-родного наследия нации.
Проведение конференции стало результатом взаимодействия Института здоровья и экологии человека Челябинского государственного педагогического университета, Совета по сохранению природного наследия нации (Совет Федерации), Экспертно- координационного совета по развитию экологического и дополнительного образования на территории субъектов Российской Федерации (Совет Федерации), Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Международного института независимых педагогических исследований (МИНПИ) – ЮНЕСКО, Министерства образования и науки Челябинской области, Южно-Уральского государственного медицинского университета, Уральского государственного университета физической культуры.
В работе конференции приняли участие специалисты (более 400 человек) различных сфер деятельности (ученые, педагоги учреждений общего и высшего профессионального образования, врачи, психологи, социальные педагоги, экологи, органов государственной власти и местного самоуправления, руководители образовательных организаций и др.), представляющие регионы России (Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Самара, Новосибирск, Калуга, Воронеж, Сургут, Екатеринбург и др.), а также Украину, Болгарию, США, Индию, Китай и Таиланд.
Председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов, выступая с приветственным словом, отметил особую роль Челябинского педагогического университета в развитии инновационной работы с учащейся молодежью по вопросам профилактики заболеваний и решению экологических проблем.
В рамках конференции прошли заседания секций, была организована специальная программа из серии мастер-классов, позволяющая ознакомиться участникам конференции с оздоровительными технологиями. Выпущен сборник материалов научно-практической конференции. Все участники конференции получили сертификаты.
Участниками конференции отмечено, что состояние благополучия человека и окружающей природно-социальной среды, здоровья подрастающего поколения представляют реальную угрозу не только для российского этноса, но и для всего мирового сообщества. Большая доля за обеспечение комплексного благополучия человека, сопряженного с благополучием окружающей природно-социальной среды, ложится на образование.
Проблемы оздоровления субъектов образования и образовательных систем, здорового образа жизни и обучения здоровью вызвали большой интерес у участников конференции. При этом если отношения человека с окружающей средой обусловливаются экологией человека, то формирование таких отношений – удел образования, экологического образования и здоровьеразвивающей образовательной среды. Таким образом, здоровье, экология и образование сущностно взаимосвязаны.
Назрела необходимость шире использовать накопленный опыт и потенциал успешно действующих в области сохранения и укрепления здоровья подрастающего человека различных социальных и образовательных организаций. Признано, что для построения и реализации высокоэффективного здоровьесберегающего образования необходима системная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования разной сферы деятельности, проведение комплексных научных исследований в области формирования комплексного благополучия человека и природно-социальной среды, оздоровления субъектов образования средствами упреждающе оздоровленного образования, дальнейшее развитие системы мониторинга здоровья детей и подростков. Необходима совместная системная работа государственных социальных и образовательных структур, ответственных за жизнь, здоровье и безопасность подрастающего поколения.
Участники конференции признали, что решение проблем в области сохранения и укрепления здоровья субъектов образования, формирования здорового и безопасного образа жизни молодежи невозможно без конструктивного взаимодействия представителей государственной законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений среднего и высшего педагогического образования, общеобразовательных организаций разных типов, педагогической общественности.
Для улучшения ситуации, решения актуальных задач модернизации системы отечественного образования, ориентированной на обеспечение его качества без ущерба для здоровья субъектов образования участники конференции обращаются к органам государственной власти и местного самоуправления, педагогическим вузам, к руководителям образовательных учреждений, общественным организациям и объединениям, средствам массовой информации:
•с целью повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов – выпускников педагогического вуза содействовать дальнейшему внедрению разработанной модели профессиональной подготовки к оздоровительной деятельности в образовательных организациях;
•создать региональный фонд поддержки образовательных организаций, эффективно решающих задачи формирования комплексного благополучия подрастающего поколения, сопряженного с благополучием окружающей природно-социальной среды и активно распространяющих данный опыт. Содействовать внедрению инновационных здоровьесберегающих проектов в образовательных учреждениях;
•совершенствовать систему педагогического мониторинга здоровья детей и подростков, а также оздоровительной деятельности образовательных организаций;
•развивать деятельность института тьюторства с целью эффективной оздоровительной деятельности в образовательных организа-циях;
•содействовать созданию условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогов как фактора профессионального совершенствования;
•создавать и развивать условия для успешного функционирования общественных объединений, участвующих в процессе формирования комплексного благополучия подрастающего поколения, сопряженного с благополучием окружающей природно-социальной среды. Содействовать развитию движения «Оздоровительные технологии мира»;
•активизировать работу Центров содействия укреплению здоровья в образовательных организациях;
•способствовать развитию сетевого взаимодействия в системе образования для обеспечения эффективного решения задач сохранения и укрепления здоровья субъектов образования, формирования здорового и безопасного образа жизни, сохранения природного наследия нации;
•обеспечить систематическую научно-методическую поддержку оздоровительной деятельности в образовательных организациях;
•оказывать всестороннее содействие и профессиональную помощь в подготовке, переподготовке и повышению квалификации в области здоровьесберегающего образования;
•способствовать обобщению и распространению продуктивного опыта образовательных организаций в области оздоровительной деятельности, формирования здорового и безопасного образа жизни подрастающего человека.
Конференция также вносит следующие предложения:
1. Объединить и координировать усилия вузовских ученых и практиков образования в области здоровья, безопасной жизнедеятельности, эколого-валеологического образования.
2. Активизировать работу Челябинского городского отделения Межрегиональной общественной организации содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации».
3. Продолжить системное образование педагогических коллективов общеобразовательных школ по вопросам оздоровительной работы с субъектами образования, рассматривая оздоровление как неотъемлемую часть педагогической деятельности.
4. Активно внедрять программу по созданию здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей образовательной среды в систему повышения квалификации работников образовательных организаций.
5. Способствовать развитию экологического сознания родителей средствами эколого-валеологического воспитания через ведение просветительской работы по данному направлению во всех детских учреждениях страны.
7. Активизировать работу по созданию в системе регионального образования единой информационно-аналитической базы данных по проблеме здоровьесберегающего образования и использования оздоровительных технологий.
Пресс-служба Общественной палаты
Челябинской области по материалам ЧГПУ