19.10.2011
Наблюдение за избирательным процессом
- С 1 октября 2011 года Общественная палата Челябинской области проводит долгосрочное наблюдение за избирательным процессом силами экспертной группы Общественной палаты в целях противодействия нарушениям избирательного законодательства в ходе проведения выборов.
- С 1 октября 2011 года Общественная палата Челябинской области проводит долгосрочное наблюдение за избирательным процессом силами экспертной группы Общественной палаты в целях противодействия нарушениям избирательного законодательства в ходе проведения выборов.
- Специально созданная медиа-группа проводит мониторинг СМИ.
- В период долгосрочного наблюдения Общественная палата обнародует оценку хода избирательной кампании по этапам регистрации и агитации.
- В день голосования, 4 декабря, краткосрочное наблюдение будет проводиться силами экспертов Общественной палаты, которые будут осуществлять наблюдение и давать информацию о выборах на избирательных участках, в части соблюдения законодательно установленных процедур.
Осуществляя наблюдение за избирательным процессом, Общественная палата, прежде всего, обращает внимание на следующие аспекты:
соблюдение избирательных прав граждан и избирательных процедур;
деятельность избирательных комиссий;
использование административного ресурса в избирательной кампании;
соблюдение равных возможностей для ведения избирательной кампании кандидатами и политическими партиями;
соблюдение процедур голосования, подсчета голосов и объявление результатов голосования.
Информация о выборах в Госдуму VI созыва
Общая информация
- Впервые Государственная Дума будет избираться на срок 5 лет (ранее избиралась на 4 года).
- Во второй и последний раз для полноценного представительства в Думе партиям будет необходимо преодолеть 7%-й барьер.
- По информации Минюста, в выборах имеют право участвовать все 7 официально зарегистрированных в России политических партий.
- Все 450 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе.
Регистрация списков кандидатов
- Списки кандидатов, выдвинутые парламентскими партиями, регистрируются без дополнительных условий.
- Непарламентские партии должны собрать не менее 150 тыс. подписей избирателей.
- Доля «брака» в списках (недействительные и недостоверные подписи) не может быть больше 5%.
- Закон предусматривает 14 оснований для признания подписи недействительной. Подпись может быть признана недостоверной или недействительной экспертом, от которого фактически не требуется обоснования.
- Партийные списки состоят из центральной части и региональных групп.
- Центральная часть состоит не более чем из 10 кандидатов.
- Региональных групп не менее 70.
Распределение голосов
- Партии, преодолевшие 7%-ный барьер, получают мандаты пропорционально полученным голосам.
- Партия, набравшая от 6 до 7%, получает 2 мандата, от 5 до 6% — 1 мандат.
Календарь важных дат
Назначение выборов - 29 августа.
Выдвижение списка кандидатов: с 9 по 29 сентября.
Подача документов на регистрацию: с 19 сентября по 19 октября.
Регистрация списков: в течение 10 дней со дня подачи документов на регистрацию.
Начало агитации: со дня выдвижения списков.
Окончание агитации: 12 часов ночи 3 декабря.
Формирование избирательных участков: к 15 октября.
Публикация списков участков: 20 октября.
Начало агитации в СМИ: 5 ноября.
Составление списков избирателей в территориальную избирательную комиссии (ТИК): 13 ноября.
Передачи списков избирателей в участковую избирательную комиссию (УИК): 14 ноября.
Граждане могут ознакомиться со списками: с 14 ноября,
Получение открепительных удостоверений в ТИК: с 20 октября по 14 ноября.
Получение открепительных удостоверений в УИК: с 15 ноября по 3 декабря.
Формирование УИК: с 3 по 10 ноября.
Период выдвижения кандидатов в члены УИК от партий: 15 дней со дня публикации сообщения о формировании УИК.
Реализация права кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе федерального списка кандидатов: не позднее 18 ноября (в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее 2 декабря).
День голосования: 4 декабря 2011 года.
Российское избирательное законодательство
- Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
- Федеральный Закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
- Федеральный Закон О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «ВЫБОРЫ»
- Федеральный Закон о политических партиях
На основании многочисленных обращений граждан Челябинской области с просьбой организовать мониторинг за предстоящими выборами депутатов в Государственную Думу Российской Федерации на предмет недопущения нарушений со стороны политических партий и реализации законных избирательных прав граждан, Общественная палата Челябинской области организовала «горячую линию» по мониторингу избирательной кампании в Государственную Думу Российской Федерации. Любой житель Челябинской области, представители политических партий могут обратиться на телефоны «горячей линии» или направить письменное обращение на имя председателя Общественной палаты Челябинской области. Полученные данные будут проанализированы на предмет нарушений и по результатам будут представлены в избирательную комиссию Челябинской области и СМИ.
Контактные данные «горячей линии» Общественной палаты Челябинской области: 454080, г. Челябинск, ул. С.Кривой, 75а, каб. № 515, 516, тел. +7 (351) 737-16-57т/ф, 737-16-50, 737-16-22, 729-32-02.
E-mail: op74region@mail.ru 74op@mail.ru vn@dfr.ru
www.op74.ru
Некоторые выдержки из законодательных актов для наблюдателей
от политических партий, СМИ.
Статус наблюдателя
Гражданин РФ,18 лет
Назначает : политическая партия, выдвинувшая зарегистрированный список кандидатов
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, доверенные лица, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Полномочия наблюдателя удостоверяются в письменном направлении, выданном избирательным объединением. Направление предъявляется в УИК в любое время со дня первого заседания соответствующей комиссии и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, в том числе об итогах повторного подсчета голосов избирателей.
Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.(прилагается)
Наблюдатели вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, не содержащий признаков предвыборной агитации), а также проводить фото- и видеосъемку в процессе голосования, при подсчете голосов, не нарушая при этом тайну голосования избирателей.
Нагрудный знак –: статус, ф.и.о.,кем назначен
Наблюдатель вправе:
знакомиться со списками избирателей;
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему хорошую видимость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколу об итогах голосования, о результатах выборов;
получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана заверить указанные копии;
обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
Период наблюдения
Наблюдение начинается с момента начала работы УИК в день голосования, и заканчивается после сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, в том числе об итогах повторного подсчета голосов избирателей.
Для выполнения своих обязанностей наблюдателю понадобятся: авторучка, блокнот для записей, листы чистой бумаги, аппаратура для фото- и видеосъемки, калькулятор, карманный фонарь, мобильные средства связи.
Деятельность наблюдателя в день голосования
С момента начала работы комиссии наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированных на избирательных участках,
Наблюдателю необходимо заранее уточнить адреса и телефоны участковой комиссии с которыми предстоит работать, фамилии их руководителей (председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии).
В день голосования наблюдателю следует заблаговременно прибыть в помещение избирательной комиссии (за 15-20 минут до начала голосования). Необходимо познакомиться с председателем, другими членами комиссии и предъявить свои документы.
Наблюдатель должен убедиться, что комиссия до объявления начала голосования уточнила список присутствующих: членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей, а также подсчитывает и оглашает число неиспользованных открепительных удостоверений.
Не допускается, чтобы в помещении УИК, а также в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя от одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
Наблюдатель должен занять такое место, чтобы было удобно наблюдать за происходящим в помещении для голосования.
В установленное время начала голосования председатель УИК объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и другим лицам переносные и стационарные ящики для голосования. Наблюдатель должен убедиться, что они пустые, после чего ящики опечатываются печатью УИК (пломбируются).
Председатель раздает членам комиссии с правом решающего голоса список избирателей, избирательные бюллетени установленного образца, заверенные подписями двух членов комиссии и печатью комиссии, с вычеркнутыми фамилиями выбывших кандидатов (в случае их выбытия).
Члены УИК обязаны расписаться в получении бюллетеней, а также сшитых книг списка избирателей. После этого избиратели приглашаются к голосованию.
Наблюдатель вправе ознакомиться с оборудованием помещения для голосования и убедиться, что
места выдачи бюллетеней, кабины (специально оборудованные места) для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находятся в поле зрения членов комиссии и наблюдателей;
кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабжены письменными принадлежностями, кроме карандашей;
в помещении для голосования вывешены увеличенные формы протоколов об итогах голосования;
информационный стенд содержит необходимую информацию о кандидатах, списках кандидатов, внесенных в бюллетень.
При несоблюдении установленного порядка наблюдатель должен потребовать от председателя УИК выполнения нормы указанной статьи и в случае необходимости составить жалобу о нарушении закона.
Наблюдатель вправе также убедиться в наличии сейфа либо металлического ящика для хранения бюллетеней, списка избирателей и другой избирательной документации.
Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования
В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи бюллетеней избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт.
Избиратель получает бюллетени, текст которых был утвержден соответствующей комиссией.
Избиратель, голосующий на основании открепительного удостоверения по месту пребывания за пределами своего избирательного участка, где он был включен в список избирателей, предъявляет также открепительное удостоверение.
Если избиратель голосует вне своего избирательного округа, то он получает только один бюллетень по партиям.
При получении бюллетеня избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей паспортные данные голосующего, избиратель собственноручно расписывается за получение бюллетеня, а член комиссии - за его выдачу.
Наблюдатель должен знать, что каждый избиратель голосует лично, заполняет бюллетень в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня и заполнить его. В таком случае он может воспользоваться помощью избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем или доверенным лицом, либо наблюдателем.
В случае если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему ему бюллетень, за выдачей нового бюллетеня. Член комиссии выдает новый бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается.
Испорченный бюллетень, на котором член УИК делает необходимую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
Если избиратель уже опустил бюллетень в Урну, и затем понял, что ошибся – новый бюллетень не выдается.
Наблюдатель не вправе:
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.
Если наблюдатель нарушает тайну голосования или пытается повлиять на волеизъявление избирателей, тем самым нарушая избирательное законодательство, он по решению УИК отстраняется от наблюдения и удаляется из помещения для голосования. В этом случае участковая комиссия должна принять мотивированное решение в письменной форме.
Наблюдатель должен видеть, что избиратель опускает заполненный избирательный бюллетень в опечатанный стационарный ящик для голосования. Законодательство не предусматривает иных вариантов распоряжения бюллетенями.
Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо.
Наблюдатель должен изучать и оперативно оценивать обстановку в помещении для голосования: требовать от председателя УИК пресекать факты заполнения избирательных бюллетеней вне кабин для тайного голосования; внимательно отслеживать возможные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей.
В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в территориальную комиссию информацию об участии избирателей в выборах, с которой наблюдатель вправе знакомиться. Время передачи информации следует уточнить в УИК.
В ходе голосования наблюдатель может выяснить у председателя УИК:
сколько получено бюллетеней для голосования и как они хранятся;
как будет организована работа комиссии в случае большого притока избирателей, чтобы не допустить задержки в проведении голосования;
как ведется работа со списком избирателей - есть ли факты невключения избирателей в список и каковы причины, были ли случаи отказа избирателям в голосовании из-за отсутствия их в списке;
были ли жалобы избирателей и как они решены.
Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация, что зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители, а также организации, если их руководителями являются указанные лица, не организовали доставку (подвоз) избирателей для участия в голосовании.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя комиссии со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу либо акт о допущенном нарушении. Документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть подписан двумя свидетелями. Об этом следует также поставить в известность штаб зарегистрированного кандидата.
Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования
Избирателю, который не может (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, по его обращению, поданному в УИК не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования, обеспечивается голосование вне помещения для голосования.
УИК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке, и к избирателю выезжают не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса, а также члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели.
Голосование может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов с правом совещательного голоса или наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами. Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объявление о подготовке к голосованию вне помещения для голосования.
Наблюдателю следует проконтролировать, получили ли члены УИК с правом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования:
опечатанный переносной ящик, необходимое число бюллетеней, выданных им под расписку;
заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании;
бланки заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, письменные принадлежности.
Количество переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования определяется решением УИК.
Избиратель заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и подписью удостоверяет получение бюллетеня.
Члены комиссии также ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
Наблюдатель должен удостовериться, что бюллетень для голосования выдается вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых были зарегистрированы в реестре.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав либо искажения волеизъявления избирателя.
При возвращении на избирательный участок наблюдатель вправе убедиться, что выезжающие с переносным ящиком для голосования члены комиссии составили акт о количестве заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, числе выданных, использованных и возвращенных бюллетеней с указанием сведений о присутствующих при проведении голосования вне помещения для голосования лицах.
Переносные ящики должны постоянно находиться в поле зрения наблюдателей в помещении для голосования.
Дополнительная информация для загрузки: http://op74.ru/main/materials/documents/index.php