Профилактика наркомании — действенное оружие в умелых руках
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Профилактика наркомании — действенное оружие в умелых руках

27.01.2023

26 января на базе дискуссионной площадки Комиссии Общественной палаты Челябинской области по патриотическому воспитанию, ветеранскому наставничеству и добровольчеству состоялся круглый стол. В ходе заседания участники обсудили результаты реализации регионального проекта «Профилактика наркомании, алкоголизма и девиантных форм поведения в молодежной среде», организаторами и исполнителями которого выступили специалисты Ассоциации «Южный Урал без наркотиков» вместе с преподавателями и студентами Челябинского Государственного Университета.

Модератор круглого стола - Евгений Савченко, член Общественной палаты Челябинской области, член комиссии ОП по патриотическому воспитанию, ветеранскому наставничеству и добровольчеству, почетный сотрудник органов наркоконтроля.

Наряду с руководителями Ассоциации и входящих в ее состав реабилитационных центров, преподавателями ЧелГУ в работе круглого стола приняли участие представители региональных министерств здравоохранения, образования, социальных отношений, службы занятости и наркоконтроля.

«Вызванный интерес к итогам проекта позволил выявить изъяны и упущения в организации процесса антинаркотической профилактики, а также выработать предложения и рекомендации для профильных ведомств по повышению качества воспитания здорового и трезвого образа жизни», - сообщил в начале круглого стола Евгений Савченко.

Эксперты отметили, что еще осуществляется свод показателей, характеризующих наркоситуацию в регионе, но уже ясно, что, как и по итогам 2021 года, в 2022 году фиксируется тенденция роста первичной заболеваемости наркоманией, остается высокий уровень смертности от наркотиков (2018 год — 178; 2019 — 262; 2020 — 387; 2021 — 582). Вместе с тем, с наркотиками в регионе распространена нелегальная торговля алкоголем. В результате на душу населения Челябинской области (с учетом младенцев и пожилых людей) приходится 10.8 литров алкоголя.

Масштаб наркотизации общества сам по себе является фактором воспроизводства наркомании, при этом значительная часть потребителей не находится под наблюдением наркологов, следовательно они удовлетворяют свою зависимость за счет психоактивных веществ, находящихся в незаконном обороте, попутно вовлекая в ряды зависимых новых адептов.

Так, по итогам мониторинга наркоситуации в 2021 году было установлено, что неоднократное потребление наркотиков допускает не менее 41 тысячи южноуральцев, а на учетах наркологов таковых состоит около 9 тысяч человек.

Отметим, Ассоциация «Южный Урал без наркотиков» не случайно выступила инициатором проекта. В своей деятельности они работают с последствиями наркотической зависимости, стремясь вернуть в общество трезвого и социально полезного человека. Решая социально значимую задачу, специалисты Центров обратили внимание на причины и условия, способствующие вовлечению молодых людей в пагубную зависимость, отметив, что относительная доступность наркотиков — это не самая главная из них.

Накопленный опыт позволил выработать рекомендации для родителей и педагогов, формы работы с молодежью, позволяющие вооружить их навыками поведения в стрессоустойчивой ситуации, а также нацелить юношей и девушек на деятельную, ответственную, социально полезную деятельность, позволяющую наработать и реализовать свой личностный потенциал при уважительном отношении к своему здоровью.

Добавим, весь этот опыт и был использован при подготовке и осуществлении проекта вместе со студентами-волонтерами — 22 добровольцами, которые изъявили желание помочь Ассоциации в работе с группами риска. Свое желание они мотивировали тем, что их тревожит высокий уровень распространения наркомании и алкоголизма в молодежной среде. Об этом свидетельствуют и результаты социологического опроса учащихся Челябинска, который был проведен в рамках проекта. 

Согласно данным, 68% опрошенных сообщили, что в их окружении есть люди, употребляющие алкоголь и наркотики. 69% опрошенных же не знают, куда обращаться за помощью, чтобы преодолеть химическую зависимость.

Организаторы проекта отметили, что в ходе его исполнения столкнулись с тем, что для многих педагогов учебных заведений антинаркотическая профилактика — это вынужденная факультативная нагрузка, содержание которой они вырабатывают, не опираясь на ежегодно публикуемые результаты мониторинга наркоситуации, не учитывая актуальные особенности и тенденции формирования спроса на наркотики. В результате значительная часть профилактических усилий связана с демонстрацией ужасов и страшилок - последствий злоупотребления «дурью», а также с разъяснением уголовной и административной ответственности за незаконный оборот наркотиков. Т.е. акцент на страх и запреты вместо нацеливания и обоснования сохранения здоровья, как составной жизненной состоятельности. Еще в 2006 году такой формат профилактических мероприятий был признан неэффективным, потому как большая часть молодых людей не осознают возможность гибели и готовы экспериментировать со своим здоровьем, а также причинять себе боль в состоянии депрессии и отчаяния. 

Эксперты обсудили и необходимость проработки условий для исполнения Федерального закона от 05.12.2022 № 504-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», направленных на развитие и доступность государством Центров социальной реабилитации, оказание помощи зависимым лицам по социальному контракту. Об актуальности этой работы говорит тот факт, что исключительно медикаментозная помощь позволяет вернуть к трезвой жизни не более 5% пролечившихся, при этом курс социальной реабилитации при квалифицированном сопровождении возвращает в социум трезвыми от 40% и выше от общего числа получивших такую помощь.

По итогам мероприятия участники отметили необходимость создания в регионе на базе профильного ведомства Антинаркотического ресурсного центра для методологического обеспечения и организации подготовки квалифицированных кадров из числа педагогов, волонтеров, работников Центров социальной реабилитации.

«Такой Ресурсный центр мог бы выступить инструментом оказания поддержки НКО антинаркотической направленности», - подчеркнул Евгений Савченко.

Также получило одобрение предложение создать на уровне Министерства социальных отношений региона рабочую группу для проработки условий исполнения законодательных поправок, направленных на развитие и совершенствование Центров социальной реабилитации.