Консультация
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Консультация

01.04.2016

по применению нормативных актов по вопросам льготного налогообложения по налогу на имущество для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории Челябинской области.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогам в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие уровни бюджета. Коллегиальным, выработанным решением Правительства, Законодательного Собрания Челябинской области совместно с Общественной палатой области, представителями промышленников, предпринимателей, некоммерческих организаций учтены: - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р, раздел IV «Поддержка благотворительной и добровольческой деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях», а именно: организация благотворительной деятельности осуществляется через фонды, созданные в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Средства из внебюджетных источников аккумулируются и системно направляются в определенном порядке для решения задач социального развития территорий. К управлению фондами привлекаются на паритетной основе представители органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, предпринимателей и некоммерческих организаций; - Поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 30 мая 2011 г. (Пр-1580ГС от 7 июня 2011 г. (п. 3 б), которым в срок до 1 ноября 2011 года Президент РФ обязал высшие должностные лица (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации создать региональные фонды или иные организации, аналогичных Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - Ответ председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений, в котором даны следующие разъяснения: «Законодатель пришел к выводу, что безучетное предоставление налоговых льгот приводит к неуправляемым процессам, злоупотреблениям. Государственная поддержка благотворительной деятельности должна осуществляться через соответствующие уровню фонды, имеющие многолетний проверенный опыт работы. Основанием для этого вывода являются нормы, закрепленные в законах: Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесены изменения в Закон № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: из статьи 18 исключены п.п. 3 – 6, устанавливающие конкретные формы и порядок осуществления государственной поддержки благотворительной деятельности. Федеральным законом № 383-ФЗ от 23 декабря 2010 года статья 18 Закона № 135-Ф3 дополнена пунктом 7, на основании которого органы государственной власти и местного самоуправления получили право самостоятельно (в рамках норм действующего российского законодательства) избирать порядок и формы поддержки благотворительности как составной части социальной политики государства. Предоставление льгот по налогам и сборам, право на предоставление которых дано субъектам Российской Федерации, является одной из форм государственной поддержки благотворительной деятельности. Органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять в налоговом законодательстве порядок предоставления региональных и муниципальных налоговых льгот участникам благотворительной деятельности, устанавливать соответствующие требования к общественным благотворительным фондам (продолжительность опыта деятельности, уровень организационно-правового статуса и другие), обеспечивающие целевое, учетное и эффективное использование налоговых льгот организациями, осуществляющими благотворительную деятельность». Согласно части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 ноября 2003 года № 189-ЗО «О налоге на имущество организаций» для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям, установленным законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и не имеющих задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, и страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по итогам расчетного периода, сумма налога в части, зачисляемой в областной бюджет, уменьшается на 50 процентов от суммы средств, переданных юридическими лицами на благотворительные цели, но не более чем на 50 процентов от суммы налога, подлежащей зачислению в областной бюджет. Приоритетные направления благотворительной деятельности, согласно статье 6 Закона Челябинской области «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области» от 25.11.1999 года № 98-30, устанавливаются законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Законом Челябинской области от № 275-ЗО от 24.12.2015 года «Об областном бюджете на 2016 год» установлены следующие приоритетные направления благотворительной деятельности в Челябинской области в 2016 году: - оказание материальной помощи областным государственным (муниципальным) медицинским организациям, основным видом деятельности которых является оказание медицинских услуг детям, областным государственным (муниципальным) образовательным организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областным государственным (муниципальным) общеобразовательным организациям для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, социальным приютам для детей и подростков; - оказание адресной помощи детям, находящимся под опекой (попечительством); - оказание материальной помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, семьям с детьми-инвалидами, неработающим пенсионерам и инвалидам, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума; - оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в местах лишения свободы; - оказание помощи онкологическим больным в терминальной стадии болезни; - оказание помощи областным государственным (муниципальным) образовательным организациям дополнительного образования, в том числе детско-юношеским спортивным школам, а также некоммерческим организациям, осуществляющим работу с детьми и подростками по месту жительства; - оказание помощи некоммерческим организациям, осуществляющим работу с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Порядок предоставления льгот по налогам и сборам юридическим и физическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность по приоритетным направлениям благотворительной деятельности, согласно статье 8 Закона Челябинской области «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области» № 98-30 от 25.11.1999 года, устанавливается законами Челябинской области о налогах, а именно абзацами со второго по пятый части 2 статьи 3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» № 189-30 от 27 ноября 2003 года. С 6 мая 2015 года вступил в силу Закон Челябинской области от 30.04.2015 №162-ЗО «О внесении изменения в статью 3 Закона Челябинской области от 27 ноября 2003 года № 189-ЗО «О налоге на имущество организаций». Основанием для получения налоговых льгот организациям, осуществляющим благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям, являются следующие документы: - справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за истекший расчетный период; - справка об осуществлении благотворительной деятельности (приложение 3 Закона Челябинской области от 27 ноября 2003 года № 189-ЗО «О налоге на имущество организаций»), выданная благотворительной организацией, зарегистрированной на территории Че¬лябинской области в форме общественного благотворительного фонда - регионально¬го отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда (далее - благотворительная организация), в которую переданы благотворительные пожертво¬вания. Благотворительная организация должна осуществлять свою деятельность на территории Челябинской области не менее 10 лет. - документы, подтверждающие факт передачи организацией имущества, в том числе денежных средств (платежные поручения, акты приема-передачи), заверенные подписью и печатью благотворительной организации. Таким образом, при условии предоставления вышеуказанных документов, любая организация, осуществляющая благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям, имеет право на использование льготы по налогу на имущество предприятий, указанной в части 2 статьи 3 Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций». Указанные документы прилагаются к налоговым расчетам - декларациям, представляемым в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для подачи налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (налоговой декларации по налогу на имущество организаций), представляют в налоговый орган по месту представления налогового расчета (налоговой декларации). Формы контроля и учета целевого использования благотворительных пожертвований осуществляются в соответствии с постановлениями правительства и губернатора Челябинской области, определяющими порядок проведения анализа эффективности предоставляемых налоговых льгот по региональным налогам. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот по региональным налогам осуществляется на основании Постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011г. № 287-П «Об анализе предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по региональным налогам». Каждое решение, связанное с выдачей справок об осуществлении благотворительной деятельности, готовится на разных уровнях, под контролем нескольких органов исполнительной власти Челябинской области, с участием территориальных органов местного самоуправления. Коррупциогенные факторы при созданной Правительством области системе исключены. Предприятия, организации, осуществляющие благотворительную деятельность на территории Челябинской области по приоритетным направлениям, как правило, заключают соглашение о благотворительном сотрудничестве с благотворительной организацией, в которую передаются благотворительные пожертвования. Благотворительная организация, в которую передаются благотворительные пожертвования, оказывает благотворительную помощь некоммерческим организациям, при этом они предоставляют в благотворительную организацию следующие документы: - заявление об оказании благотворительной помощи для реализации благотворительных программ по приоритетным направлениям благотворительной деятельности; - Устав НКО; - наличие сметы расходов благотворительных средств; - предоставление отчета об использовании средств по целевому назначению; - копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи. Порядок предоставления налоговых льгот участникам благотворительной деятельности принимался с широким участием представителей гражданского общества. В Челябинской области (единственной в России) губернатором и Законодательным Собранием области создана государственно общественная система управления, координации и контроля за целевым использованием благотворительных пожертвований, по которым предоставляются льготы. Замечания и предложения для дальнейшего совершенствования законодательства и анализа практики законоприменения принимаются Общественной палатой Челябинской области, обращаться: 454068, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 27 454048, г. Челябинск, ул. Худякова, 20 т/ф: (351) 261-03-11, 260-74-10, E-mail: rdf_irina@bk.ru, op174@inbox.ru Форма справки об осуществлении благотворительной деятельности и справочный материал по вопросам совершенствования благотворительной деятельности: http://op74.ru/main/materials/documents/ Пресс-служба Общественной палаты Челябинской области