23 января состоялось заседание Комиссии ОПЧО по развитию информационного общества, массовым коммуникациям и медиабезопасности.
Напомним, в конце прошлого года по инициативе Комиссии был направлен целый ряд запросов в ведомства с просьбами разъяснить некоторые пункты нормативных актов в сфере информации, вступивших в силу в 2022 году. На сегодняшний день уже получены ответы, но, к сожалению, они не смогли снять все вопросы профессионального сообщества.
Так, по мнению экспертов Комиссии, сегодня пристального внимания требуют федеральный закон о СМИ, закон о рекламе, закон о персональных данных.
«Мы обсудили с коллегами, что для исполнения, например, нового закона “О рекламе” не хватает чётких критериев для понимания того, что можно считать рекламным материалом, а что нет. В своём ответе УФАС отмечает, что рекламой не являются информационные материалы, "не формирующие интереса к какому-либо товару". Как понять формирует ли информационный материал интерес к товару? На наш взгляд, это очень субъективная оценка. Сегодня такие формулировки ставят в тупик многих журналистов и PR-специалистов. С одной стороны, это позволяет "выкручиваться" из любого положения при наличии сильных юристов, а с другой стороны, провоцирует тенденцию отказов от регистрации средств массовой информации, так как если информационный ресурс не зарегистрирован как СМИ, то на него действия подобных законов не распространяется», - отметила председатель Комиссии Алла Ципордей.
Также региональные журналисты перед общественниками поставили вопрос об участившихся проверках надзорных ведомств, тормозящих работу редакций, которые не успевают адаптироваться к новому законодательству и вынуждены платить штрафы. На заседании было предложено инициировать создание коллегиальной структуры, в которую будут входить представители Роскомназора, УФАС, Прокуратуры.
«Учитывая то, как сегодня меняется жизнь, а вместе с ней законы, мы должны позаботиться о том, чтобы добросовестные СМИ не стали невольными нарушителями закона. Средства массовой информации должны иметь возможность обратиться в данную структуру для оценки конкретных материалов на соблюдение законодательства, чтобы предпринять превентивные меры и не допустить нарушений», - подчеркнула Алла Ципордей.
В ходе заседания обсудили и программу выездных встреч с медиасообществом в муниципалитетах Челябинской области, возможности получения грантовой поддержки для СМИ.
Кроме того, представители Палаты подготовили темы для обсуждения с руководством Министерства информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области.